Третью каникулярную смену этого лета мы продолжаем знакомить детей города с творчеством уральского детского писателя В.Крапивина.

Третью каникулярную смену этого лета мы продолжаем знакомить детей города с творчеством уральского детского писателя В.Крапивина. В последние годы много говорится о новой педагогике, о переводе на интенсивные и более гуманные рельсы всей системы образования. В связи с этим правомерно ставится вопрос и «о педагогике настоящей, умной детской книги». Словом, в основе крапивинской концепции современного подростка лежат личность и разновозрастный коллектив, взаимодействующие со средой. Подростка В.Крапивина отличает самодеятельность, творческая инициатива, которые способствуют созданию и бережному сохранению своих традиций, передаваемых новичкам в качестве своего духовного опыта. В.Крапивин наиболее полно внедряет макаренковские принципы, но с некоторыми изменениями, применительно к новым условиям и другому историческому периоду в работе с подростками.

Мы видим, что только в коллективе у детей возникает чувство социальной защищённости, являющееся условием рождения чувства собственного достоинства. Без этого человек не может быть нравственной личностью. Кстати, личность — понятие, соотносящееся с понятием «коллектив» — тоже состояние, подвижный уровень развитости и проявляемости (от филос. «явление»), деятельной реализуемости индивида. Поэтому в нравственном плане личность характеризуется больше не тем, что она делает, а именно тем, как она это делает. О нравственности можно достаточно обоснованно судить лишь при наличии личности и соответствующих ей форм коллективности.

В этот раз мы погрузились в цикл его произведений «В глубине великого кристалла». Узнали, кто такие Великие Хранители, кто из детей может называть себя необычным словом «койво», научились путешествовать между гранями Великого кристалла и немного заглянули в Миры писателя. Игровая модель смены основана на перемещении между мирами Великого Кристалла, от того, в каком мире мы находимся, зависят активности, события, дела в отрядах.

На смене мы побывали в Мире осевого хронометра, где можно закольцевать и остановить время; в Мире вычислительных машин, где правит жизнью расчет, случай и удача; погостим в Мире койво, где есть возможность каждому открыть в себе уникальный дар; познакомились с Миром старой крепости, где дружба нерушима.

Три недели мы восстанавливали город Свет звезды, где честное слово — нерушимо, друзья — железные, любовь — горячая и вечная, а смысл жизни — в поиске приключений!

Каждый отряд строил замок города Свет Звезды. Внешний вид замков зависел от активности отрядов, только от них самих. Строительный материал приходилось зарабатывать коллективными делами, активностью, творческими проектами, волонтерскими инициативами.

В каждом отряде (замке) была создана система управления жизнью замка:

  • Управляющие строительством: принимают решение об архитектурных особенностях замка, создают его на игровом поле;
  • Управляющие финансами: предоставляют отчеты в Совет города о проделанной работе и закупают строительные материалы;
  • Управляющие переходами: контролируют переходы между мирами, влияют на выбор Кристалла;
  • Управление чудесами: выявляют и представляют «койво» окружающим.

Всей жизнью города управлял Совет Города, в который входили управляющие замков, выбранные каждым отрядом. Выборы всех органов самоуправления происходили в первые три дня смены.

Во время этой смены реализовывался уже традиционный проект «Время выбора». Работали клубы и объединения по интересам: Клуб любителей фильмов; «Читаем вслух»; Клуб тайн и легенд; Клуб игр и фантазий; различные творческие объединения. Каждое направление данного проекта обязательно готовило финальный творческий продукт к концу смены.

Закончилась игровая часть смены Большим Балом Города Свет Звезды, на котором подвели итоги жизни в замках, ребята загадали желания, которые мы отправили к Звезде на воздушных шарах.