#В_Движении


Девиз РДДМ гласит: «Каждый найдет для себя полезное и интересное дело, сможет раскрыть свой потенциал в многогранной палитре возможностей». И слоган тоже подходящий: «Быть в движении».

На смене участники познакомились с направлениями РДДМ, раскрыли для себя новые возможности, познакомились с детскими и молодежными объединениями, существующими в Свердловской области. Кроме того, у ребят была возможность познакомиться с историей детского движения в нашей стране.

Отряды будут разделены на два смысловых проекта: старшие отряды (1 по 12 отряд) становятся участниками проектной игры «Предлагаешь — действуй», а младшие (13 — 16 отряды) — «Путь к успеху».

В течение игры «Предлагаешь — действуй» отрядами будет создаваться общая карта проектов, событий, активностей. Каждому отряду в начале игры придется пройти испытания, которые покажут, какое из направлений работы РДДМ ближе ребятам. Отряд в оргпериод оформляет информационный проект по направлению и знакомит с ним остальных участников игры.

В основной период смены через систему соуправления отряда и лагеря в целом, отряды инициируют, организуют и реализуют проектные идеи в рамках отрядной работы, межотрядного взаимодействия, традиционных проектов «Время выбора» и «Дети детям» согласно направлению, в котором они работают.

Смысловым итогом смены станет сама Карта активностей, которую каждый ребенок сможет сфотографировать и привезти в свою школу в Центр детских инициатив, и опыт в проектной деятельности и организации событий разного уровня.

Игра для младших отрядов «Путь к успеху» реализуется через выполнение заданий на игровом маршруте. Каждый день каждый отряд получает свое задание от Совета Игры, сформированного из помощников вожатых, обучающихся в течение учебного года по программе дополнительного образования «Вожатское дело: социализация через деятельность». Каждый день игры — тематический.

Активные участники игры в отрядах получают наклейки в дневник участника игры, тем самым формируется тематическая линия Личностного роста каждого ребенка на смене.

Ключевыми событиями смены станут: День защиты детей, Фестиваль детских инициатив, Марафон важных дел, День родного языка, День России, Уроки мудрости от вожатых, Костер дружбы.


ЭкоТренд


Идея экологического отношения к себе и миру стала основой программы «ЭкоТренд». Особенно интересным нам показалась идея об экологии детства.

Культурологический подход к пониманию феномена детства требует акцентировать внимание на осмыслении его сущности и специфики, как реальной жизни, настоящего существования на возрастном периоде, который называется детством.

Детство — психолого-педагогический феномен, не являющийся подготовительным этапом к жизни, а самая настоящая жизнь, содержание которой во многом определяет качество всех последующих этапов личностного развития, жизнедеятельности человека.

Смена встретит участников погружением в экологическую игру, в которой каждый отряд станет эко-хозяйством и будет выращивать, очень необычные сельхоз культуры. Она будет разделена на три проекта: экология человека (экология души, экология речи, экология поступков), экология отношений (семья, наставничество, общественная польза), экология планеты (историческая память, взгляд в будущее, могу и делаю).

Каждый проект будет наполняться отрядными делами и общедружинными событиями по решению Советов командиров и комиссаров. Каждое направление позволит вырастить на своей отрядной ферме определенную культуру. Выполненный план позволит поменять урожай на бонусы для отряда.

В рамках проекта «Время выбора» планируется работа объединений по интересам: «Все в сад» (выращивание рассады и микрозелени), поделки из природных материалов, вторая жизнь вещей, «Пластик в дело», Модный показ и т.д.

Основной целью программы является организация специфической педагогической среды бесконфликтной атмосферы, единого образовательного пространства.

Результат программы достигается через организацию системы внутриотрядного и межотрядного взаимодействия участников программы, активного участия вожатского состава в игровых моментах программы.
Общий результат реализации программы достижим через активное включение участников программы в игровую модель смены, реальную работу системы соуправления в лагере.


Творческий союз


В современных условиях отмечается существенный рост интереса общества к процессу экономического воспитания подрастающего поколения. Экономическое воспитание представляет собой важнейший компонент, входящий в современную педагогическую систему. Для проживания реальности ситуации мы создаем игровую реальность для экономической игры. Мы развиваем экономическое мышление детей в условиях жизнедеятельности необычных, вымышленных городов. В этих городах существуют свои органы самоуправления, своя власть, свои формы коммерческих предприятий и союзов.

Игра — сильнейшее средство социализации ребенка, включающее в себя как социально контролируемые процессы целенаправленного воздействия на самостановление личности, усвоение знаний, духовных ценностей и норм, развития умений и навыков, присущих обществу, или конкретной социальной общности, или группе сверстников, так и стихийные процессы, влияющие на развитие личности. Сюжетно-ролевая игра даёт возможность детям и подросткам проявить себя и побуждает к активной деятельности, помогает утвердить их жизненную позицию, самим стать организаторами своей деятельности. Участники программы стремятся к цели, учатся работать в коллективе, развивают творческие навыки.

Во время этой смены ребята становятся работниками корпорации «Творческий Союз». Она объединяет людей, способных проявить себя в различных видах творчества. Во время смены формируются объединения и лаборатории, фирмы по интересам, на которых будет построен уже традиционный проект «Время выбора».

Например:
Клуб актеров
Союз сценаристов
Танцевальные и вокальные студии
Мастерские оформителей и т.д.

Руководителями Союзов становятся вожатые смены, которые организуют работу объединений, формируют творческие микроколлективы, отвечают за конечный продукт.

Работает система денежных отношений: в оборот вводится игровая валюта (арки), которую зарабатывают жители города для своей улицы (отряда). В первые дни смены проводятся выборы Управляющего Совета, который организует деятельность корпорации, раздает задание для творческих союзов, контролирует их выполнение.

Все союзы и объединения работают над созданием общего творческого проекта, которым заканчивается смена. Каждый участник смены зарабатывает арки через участие в творческих союзах, в выполнении заданий Биржи труда, за участие в активностях и событиях смены, работая в органах управления жизнью города (бюджетные организации).

На игровую валюту участники смены могут приобрести сувениры, сладкие призы или купить бонусы для всей улицы (отряда). Бонусная система разрабатывается Управляющим Советом, принимая во внимание желания каждого жителя.


Олимпийская деревня


На итоговой смене летних каникул откроет свои двери для участников смены необычная ОЛИМПИЙСКАЯ ДЕРЕВНЯ. Каждый отряд станет делегацией страны, которой нет на карте Земли. Придумают легенду своего народа, флаг и герб, отличительные знаки.

Основной идеей этой смены станет КОМАНДНАЯ РАБОТА и СОУПРАВЛЕНИЕ. Умение правильно взаимодействовать, выстроить хорошую схему общения очень важно в любом возрасте. Командная работа — это залог успешной социализации, понимания своего места и роли в коллективе и компании.

В команде лучше растет мотивация каждого участника. Даже самые скромные и тихие дети подключаются к участию для того, чтобы команда могла добиться лучшего результата. Когда к ним прислушиваются, их вера в себя растёт. Ребенок учится понимать свою роль в команде и то какой вклад может вносить он исходя из своих способностей и интересов.

Находясь в команде, дети чувствуют свою принадлежность к группе. Они учатся заботится друг о друге и поддерживать. Дети, которые уверены в себе и обладают хорошо развитыми социальными навыками, становятся успешнее во взрослой жизни.

Китайская пословица очень красноречиво проясняет этот вопрос: «За одним способным человеком всегда стоят другие способные люди». Командная работа — это совокупность личностных качеств и профессиональных навыков нескольких человек. При таком арсенале, где выгодными сторонами коллектива получается свободно жонглировать, можно достичь самых высоких результатов. Именно поэтому эффективное взаимодействие только укрепляет свои позиции.

Детское соуправление в «Солнышко» строится на трех взаимосвязанных между собой понятиях: «деятельность», «самодеятельность» и «самоорганизация». «Самодеятельность» — буквально само дело. Вот почему педагоги центра стараются найти каждому направлению и делу своих организаторов, уточнить действительные, а не мнимые целесообразные права и обязанности. Самоорганизация коллектива, совета отряда напрямую зависит от прав детей в принятии и реализации решений, осуществлении власти. Чем более законных прав у ребят, тем сильнее будет их организация.

Во время смены формируются объединения и лаборатории, на которых будет построен уже традиционный проект «Время выбора». Все объединения работают над созданием общего проекта «Новые олимпийские игры», которым заканчивается смена.

Участники смены разработают новые зимние виды спорта, создадут команды, проведут тренировки и станут участниками финального события.

В течение смены в нашей олимпийской деревне будет работать «Биржа волонтерских дел», где каждый желающий сможет завести себе волонтерскую книжку и зарабатывать баллы за полезные и нужные дела в течение смены. Лучшие волонтеры получат призы и подарки.

Совет руководителей делегаций (совет командиров) по традиции управляет событийной линией программы.

Опыт командной работы и участие в организации дел и событий — это хороший фундамент для развития личности, формирования образа будущего для участников смены.

Джон Максвелл — автор книги «Работа в команде. Что необходимо знать каждому лидеру» уверен, что даже самый талантливый человек не способен совершить великое открытие без помощи других людей: «Попробуйте внимательно рассмотреть хотя бы одно по-настоящему значимое событие в истории человечества, совершенное каким-то человеком в одиночку, и вы убедитесь, что любые достижения являются результатом коллективных усилий».