Идея экологического отношения к себе и миру стала основой программы «ЭкоТренд». Особенно интересным нам показалась идея об экологии детства.
Культурологический подход к пониманию феномена детства требует акцентировать внимание на осмыслении его сущности и специфики, как реальной жизни, настоящего существования на возрастном периоде, который называется детством.
Детство — психолого-педагогический феномен, не являющийся подготовительным этапом к жизни, а самая настоящая жизнь, содержание которой во многом определяет качество всех последующих этапов личностного развития, жизнедеятельности человека.
В.И. Пагов отмечает, что «наряду с проблемами окружающей среды на первый план выходят проблемы защиты человека (особенно детей) от негативного воздействия физической, социальной, психологической, духовной и даже образовательной среды — это, так называемая, экология человека, а конкретнее, экология детства».
Экология детства рассматривается нами как вопрос об обеспечении экологической безопасности детства, создание нового культурного кода, формирование гармонии с окружающим миром и, наконец, с самим собой.
Говоря о создании экологического сознания человека, мы, прежде всего, имеем в виду снижение конфликтности к миру, формирование ценностного и ответственного отношения к природе и к человеческой природе в частности, к самому себе, духовному и физическому здоровью, готовности к созидательной деятельности, реализации в практике эко-культурных ценностей, главной из которых является человеческая жизнь. Жизнь — это высшая ценность экологического сознания, что в последнее время человечеством, а тем более подростками подвергается сомнению. От человека требуется проявление живого и деятельного интереса ко всему, что совершается вокруг него, он должен понимать, что его присутствие и участие в жизни этого мира абсолютно обязательно. Воля человека к жизни вырабатывает в нем навык самосохранения, становится силой, придающей смысл существования, избегания острых конфликтных ситуаций, компенсацией депрессивных состояний.
Весенняя смена встретит участников погружением в экологическую игру, в которой каждый отряд станет эко-хозяйством и будет выращивать, очень необычные сельхоз культуры.
Смена будет разделена на три проекта: экология человека (экология души, экология речи, экология поступков), экология отношений (семья, наставничество, общественная польза), экология планеты (историческая память, взгляд в будущее, могу и делаю).
Каждый проект будет наполняться отрядными делами и общедружинными событиями по решению Советов командиров и комиссаров. Каждое направление позволит вырастить на своей отрядной ферме определенную культуру. Выполненный план позволит поменять урожай на бонусы для отряда.
В рамках проекта «Время выбора» планируется работа объединений по интересам: «Все в сад» (выращивание рассады и микрозелени), поделки из природных материалов, вторая жизнь вещей, «Пластик в дело», Модный показ и т.д.
Основной целью программы является организация специфической педагогической среды бесконфликтной атмосферы, единого образовательного пространства.
Задачи:
- Организация отдыха детей и подростков с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
- Выявление и развитие творческого и лидерского потенциала каждого ребенка с учетом его возможностей, создание условий для профессионального самоопределения.
- Расширение круга интересов детей и прикладных навыков, повышение уровня общей культуры.
- Формирование ценностного отношения к своему здоровью через пропаганду здорового образа жизни и расширение физкультурно-оздоровительной деятельности.
- Формирование положительных эмоций в процессе игровой деятельности.
- Формирование системы ценностных ориентаций, нового «культурного кода».
Результат программы достигается через организацию системы внутриотрядного и межотрядного взаимодействия участников программы, активного участия вожатского состава в игровых моментах программы.
— Участников программы заинтересованы в проявлении социальной активности и общественно-полезной деятельности, у детей появилось осознание ценности жизни.
Общий результат реализации программы достижим через активное включение участников программы в игровую модель смены, реальную работу системы соуправления в лагере.
Детское соуправление в «Солнышко» строится на трех взаимосвязанных между собой понятиях: «деятельность», «самодеятельность» и «самоорганизация». Степень участия детей в управлении различными видами деятельности бывает неодинаковой. Где более ярко выражена сфера детских интересов, там соуправление развивается быстрее. Управлять собой можно лишь в деятельности собственной, близкой, понятной и интересной, принятой душой и сердцем. Если в жизни ребят нет их суверенной деятельности, которая им интересна, не может быть и соуправления.
В рамках реализации программы смены планируется организация финала волонтерской профориентационной стажировки для детей и подростков «Мой выбор», что наполнит смену дополнительными активностями, делами и событиями.